Суббота, 20.04.2024, 06:28
Зарница
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Файлы » Методические разработки » технологии

Современные технологии

Современные технологии

 

ТРИЗ-педагогика, как научное и педагогическое направление, сформировалось в нашей стране в конце 80-х годов. В ее основу была положена теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) отечественной (т. е. российской, а еще точнее советской) школы Г. С. Альтшуллера.

 

   ТРИЗ-педагогика ставит целью формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности. Ее отличие от известных средств проблемного обучения — в использовании мирового опыта, накопленного в области создания методов решения изобретательских задач. Конечно, этот опыт переработан и согласован с целями педагогики.

 

    Под методами решения изобретательских задач прежде всего подразумеваются приемы и алгоритмы, разработанные в рамках ТРИЗ; а также такие известные методы как мозговой штурм, синектика, морфологический анализ, метод фокальных объектов и их разновидности.

 

    Для развития творческих навыков ТРИЗ-педагогами накоплен фонд учебных изобретательских и исследовательских задач в таких областях как: физика, биология, экология, искусство, техника и бизнес.

 

    Для каждой возрастной группы разрабатываются алгоритмические процедуры, методики. Они позволяют учащимся изобретать новое, самореализоваться в творчестве.

 

   Особое место занимает курс развития творческого воображения (РТВ), предназначенный для преодоления стереотипов решателя, выработки умения работать с нетривиальными идеями.

 

Учителя:

Магерова Юлия Валерьевна.

 

 

Метод проектного обучения (С.Т. Шацкий)

 

    Метод проектов — не новость в мировой педагогике: он начал использоваться в практике обучения значительно раньше выхода в свет известной статьи американского педагога В.Килпатрика «Метод проектов» (1918), в которой он определил это понятие как "от души выполняемый замысел". В России метод проектов был известен еще в 1905 году. Под руководством С.Т.Шацкого работала группа российских педагогов по внедрению этого метода в образовательную практику. После революции метод проекта применялся в школах по личному распоряжению Н.К.Крупской. В 1931 г. постановлением ЦК ВКП(б) метод проекта был осужден как чуждый советской школе и не использовался вплоть до конца 80-х годов. Теоретическая основа внедрения метода проектов в России разработана в трудах Е. С. Полат.

 

    Метод проектов — это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения определенной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта. Основная цель Метода проекта состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. Преподавателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.

 

   Метод проекта - один из основных современных активных инновационных методов обучения. Он широко внедряется в образовательную практику в России благодаря благотворительной программе Обучение для будущего. Проекты могут быть индивидуальными и групповыми, локальными и телекоммуникационными . В последнем случае группа обучаемых может вести работу над проектом в Интернете, при этому будучи разделены территориально. Впрочем, любой проект может иметь сайт, отражающий ход работы над ним. Задача учебного проекта, представленного в виде веб-сайта, заключается в том, чтобы дать ответ на проблемный вопрос проекта и всесторонне осветить ход его получения, то есть проектного исследования.

 

Учителя:

Гончарова Эльвира Михайловна,

Бычкова Ольга Викторовна

Терентьева Любовь Геннадьевна

Мальцева Галина Петровна

Счисленок Рафиса Рифовна

 Счисленок Елена Юрьевна

Ющенко Елена Сергеевна

Коротынская Светлана Борисовна

Дмитренко Валентина Николаевна

Жуковская Галина Владимировна

 

 

Технология критического мышления (Заир-Бек)

 

   Данная технология известна в России с 1997г. Ее авторы – американские педагоги. С точки зрения психологии, критическое мышление – это разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать (Д. Браус, Д. Вуд); использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желательного результата, отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью ( Д. Халперн). В педагогике – это мышление оценочное, рефлексивное, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. Исходя из этого критическое мышление, по мнению авторов, может развивать следующие качества ученика:

 

  • 1. готовность к планированию (упорядоченность мыслей - признак уверенности в знании);
  •  2. гибкость (восприятие идей других);
  •  3. настойчивость (достижение цели);
  •  4. готовность исправлять свои ошибки (воспользоваться ошибкой для продолжения обучения);
  • 5.осознание ( отслеживание хода рассуждений);
  • 6. поиск компромиссных решений (важно, чтобы принятие решения воспринимались другими людьми, иначе они так и останутся на уровне высказываний).

 

Этапы реализации технологии развития критического мышления.

 

1.Вызов.

2.Осмысление.

3.Рефлексия.

 

Приемы технологии критического мышления

 

Кластер (гроздь) (по Гудлат): предполагает выделение смысловых единиц текста и его графическое оформление в виде грозди.

Синквейн (пятистишие) - это нерифмованное стихотворение, состоящее из пяти строк, используется как дидактический прием на этапе рефлексии.

Фишбоун (рыбный скелет): голова – вопрос темы, верхние косточки – основные понятия темы, нижние косточки – суть понятий, хвост – ответ на вопрос.

 

Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.

 

Учителя:

Суракий Агнесса Ивановна

 

 

Развивающее обучение (Д. Эльконин, В. Давыдов, В. Репкин)

 

   Обеспечение условий для развития ребенка как субъекта собственной деятельности, субъекта развития (а не объекта педагогических воздействий учителя) – цель развивающего обучения по Д. Б. Эльконину – В. В. Давыдову – В. В. Репкину. Развивающий характер обучения связан прежде всего с иным содержанием, основанным на теоретических знаниях о различных научных понятиях. В развивающем обучении преобладает дедуктивный метод, когда учащиеся исследуют природу понятия, находят в нем обобщающие положения или закономерности, другими словами, открывают обобщенный способ действия. И только овладев им, решают конкретные частные задачи. Этим определяется новое содержание учебных предметов в системе развивающего обучения: вместо готовых сведений о научных основах предмета – система научных понятий.

 

   Метод решения учебных задач требует изменений в отношениях между участниками учебного процесса. Отношения сотрудничества, делового партнерства отвечают целям развивающего обучения. Учебно-исследовательская деятельность по самой своей природе является коллективно-распределенной, поскольку она предполагает сопоставление и критическую оценку различных подходов к решению учебной задачи. Необходимым условием совместной деятельности является развертывание ее как коллективного диалога. Учебный диалог в развивающем обучении - это не фрагмент, а форма урока. Задача учителя, организующего учебный диалог - держать паузу незнания. В ней и возникает “коллективное мышление”. Найденный в процессе диалога способ решения задачи остается открытым для критической оценки и коррекции при столкновении с новыми обстоятельствами.

 

   Типы уроков в системе развивающего обучения отличаются от традиционной школы.

 

   Выбор модели урока зависит от сформированности учебной деятельности, знаний детей, от сложности решаемой задачи, педагогической интуиции и мастерства учителя.

 

Учителя:

Каркач Светлана Вячеславовна

 

 

Интеграция предметного преподавания - ТОГИС (В. Гузеев)

 

    ТОГИС – это Технология Образования в Глобальной Информационной Сети. Она является развитием Интегральной образовательной технологии. Фундаментальное отличие состоит в том, что ТОГИС реализует деятельностно-ценностный подход к образованию, в то время как Интегральная технология строится на основе информационно-деятельностного подхода.

 

   Функции учителя в ТОГИС - это постановка целей и планирование результатов, организация самостоятельной деятельности учащихся, управление этой деятельностью и экспертиза полученных результатов на предмет соответствия их предполагавшимся результатам. Преобладающие методы обучения в этой технологии – проблемный и моделирование.

 

Учителя:

Курченко Татьяна Ефимовна

 

 

Информационная технология (Е.Полат, И. Роберт)

 

   Информационными технологиями в педагогике обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, видео). Компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин – «компьютерная технология обучения». Компьютерные технологии развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты, вязанные с уникальными возможностями современных компьютеров и коммуникаций. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения – это процессы подготовки и передачи информации обучаемому посредством компьютера.

 

   Целью компьютерных технологий является формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей, подготовка личности «информационного общества», формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.

 

   Цель технологии заключается в стремлении повысить эффективность управления процессом обучения на базе кибернетического подхода. В своей основе программированное обучение подразумевает работу слушателя по некоей программе, в процессе выполнения которой, он овладевает знаниями. Роль преподавателя сводится к отслеживанию психологического состояния слушателя и эффективности поэтапного освоения им учебного материала, а, в случае необходимости, регулированию программных действий. В соответствии с этим были разработаны различные схемы, алгоритмы программированного обучения — прямолинейная, разветвленная, смешанная и другие, которые могут быть реализованы с использованием компьютеров, программированных учебников, методических материалов и др.

 

Учителя:

Каёшкина Елена Афанасьевна

 Викулова Юлия Николаевна

 Авдеева Галина Борисовна

Гончарова Эльвира Михайловна

Лукашенко Татьяна Ивановна

Бычкова Ольга Викторовна

Терентьева Любовь Геннадьевна

 

 

Технология опорно-логических конспектов (В. Шаталов)

 

   Шаталовские опорные конспекты в конце 70-х годов были настоящей инновацией, которая была воспринята учителями с большим энтузиазмом, потому что все они интуитивно ощущали их полезность. Конспекты совпадали с направлением поиска методических решений учителей. Отсюда массовое использование опорных схем с начала 80-х годов по всем предметам.

 

   Смысл опорного конспекта как средства обучения в том, что он через зрительно воспринимаемые образы, знаки и другие изобразительные средства вызывает из памяти учеников необходимые ассоциации, опорные знания, помогает достаточно компактно выстроить систему некоторого блока содержания, облегчает понимание его структуры и тем самым способствует усвоению.

 

   Технология опорных конспектов включает не только опорные схемы. Технология определяется методикой использования опорных конспектов в разных условиях с разными дидактическими целями — для изучения нового материала, для закрепления и совершенствования знаний, для контроля в устной, письменной или компьютерной формах.

 

   Опорные схемы могут предлагаться учащимся в готовом виде, а могут по заданию учителя и при наличии примерных ориентиров составляться учениками. Учащиеся могут пользоваться схемами во время ответа у доски, а могут и сам ответ строить в форме схемы. Вероятно, опорные схемы могут строиться с помощью компьютера. Все это развивает воображение учащихся, способствует развитию их творчества.

 

Учителя:

Магерова Юлия Валерьевна

Каркач Светлана Вячеславовна

 

 

Коллективный способ обучения (В. Дьяченко)

 

    Коллективный способ обучения – это включение в учебный процесс, работу диалогических пар, динамических групп. Принципы такого обучения: завершенность, ориентация на конечный результат, непрерывность передачи знаний друг другу, сотрудничество и взаимопомощь, разделение труда, работа по способностям. В литературе могут встречаться другие названия технологии коллективного взаимообучения — «организованный диалог», «сочетательный диалог», «коллективный способ обучения (КСО)», «работа учащихся в парах сменного состава».

 

   Основные преимущества данной технологии

 

• В результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания.

• В процессе речи развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти, происходит мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний.

• Каждый ученик чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе.

• У ребят повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда.

• Отпадает необходимость в сдерживании темпа продвижения одних и в понукании других учащихся, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе.

• Формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений.

• Обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, а, следовательно, обеспечивает более прочное усвоение.

 

Учителя:

Лукашенко Татьяна Ивановна

 Каркач Светлана Вячеславовна

 

 

Модульная технология обучения

 

    Модульная технология обучения – это методика с относительно самостоятельным блоком учебной информации, включающим в себя цели и учебную задачу, методические рекомендации, ориентировочную основу действий и средства контроля (самоконтроля) успешности выполнения учебной деятельности.

 

   Основная идея модульного обучения заключается в том, что ученик должен учиться сам, а учитель осуществляет управление его учебной деятельностью.

 

   Модульная технология настолько гибкая, что вбирает в себя идеи и разработки других технологий – например, КСО (коллективного самообучения). Инструкция модуля может предполагать:

 

• индивидуальную самостоятельную работу ученика;

• работу в парах;

• работу в группе.

 

   В модульной технологии оценивается выполнение каждого учебного элемента. Оценки накапливаются в ведомости, на основании которой выставляется итоговая оценка за работу с модулем. Точность контроля и объективность оценки играет большую роль. Ученик четко знает, что его труд оценивается на каждом этапе и оценка объективно отражает его усилия и способности.

 

   Модульная технология определяет четкую структуру урока, дает учителю возможность «видеть» весь класс, работать индивидуально с каждым учеником, оказывать помощь отстающим.

 

    При регулярном использовании модульных уроков учащиеся приобретают навыки самостоятельной работы с учебной, справочной, дополнительной литературой, осваивают функции анализа, целеполагания, контроля, оценки своей работы. При работе в парах школьники учатся внимательно слушать и анализировать ответы, замечать и исправлять ошибки друг друга.

 

    От учителя разработка модульного урока требует максимальной концентрации сил: тщательной проработки учебного материала, правильного определения содержания, объема, последовательности учебных элементов, формулирования комплексной дидактической цели (КДЦ), где указывается, что ученик должен знать, уметь, понять к концу урока; входного, промежуточного и выходного контроля; умения прогнозировать результаты урока, предвидеть возможные вопросы учащихся и их ошибки.

 

 Учителя:

Гончарова Эльвира Михайловна

Категория: технологии | Добавил: Admin | Теги: что такое технология ?, развития технологии, новые технологии, современные технологии
Просмотров: 1961 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категория
Форма входа
Мини-чат
Поиск
Copyright MyCorp © 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz