Технологический подход в учебно-воспитательном процессе
За последние годы педагогическая наука обогатилась новыми понятиями и терминами, заимствованными из других областей знаний. К такому понятию относится понятие «педагогической технологии».
|
|
|
Технология в переводе с греческого языка означает искусство. Зарождение идеи технологизации учебно-воспитательного процесса и управления им связано с успехами научно-технического прогресса и распространением его достижений в самые различные области знаний и практики.
Можно выделить существенные характеристики технологического подхода к учебно-воспитательному процессу:
- технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит определенная методологическая, философская позиция автора. Так можно различать технологии процесса усвоения знаний, умений и навыков и технологии развивающего обучения;
- поэтапное планирование и последовательное воплощение элементов педагогической технологии должны быть воспроизводимы любым учителем и гарантировать достижение планируемых результатов всеми школьниками;
- органической частью педагогической технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности.
Существенными признаками технологического подхода в педагогике являются:
- алгоритмизируемость,
- проектируемость,
- управляемость.
Педагогическая технология должна последовательно воплощать на практике заранее спроецированный учебно-воспитательный процесс, предполагающий:
а) возможность разработки различных выверенных педагогических технологий специалистами с глубокой теоретической подготовкой и богатым практическим опытом;
б) свободного выбора технологий в соответствии с целями, возможностями и условиями взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся.
Процессуальную сторону технологии составляют методы обучения – способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся по достижению конкретных целей обучения, воспитания и развития учащихся. В методах обучения и сфокусирована не только глубина раскрытия учебного содержания, но и проявляется личность учителя и учащихся. Именно они определяют стиль работы учителя.
Необходимо отметить, что не всякая педагогическая теория или методика достигает технологического уровня, т.е. может быть представлена в виде предписания, последовательности процедур, действий, операций, а также может быть воспроизведена при заданных условиях и средствах любым учителем. Поэтому проектирование педагогической технологии, кроме разработки теоретического базиса, предусматривает выделение этапов деятельности участников педагогического процесса, последовательность выполнения которых обеспечивает достижение реальных результатов.
Результаты психолого-педагогических исследований, в том числе и инновационные педагогические технологии, должны служить повышению эффективности учебно-воспитательного процесса и успешному решению основных задач образовательных учреждений.
|